Назад к списку новостей

Риск оценки рисков

04.09.2017

В конце июля Банк России утвердил второй базовый стандарт для микрофинансового рынка – по управлению рисками.  Ряд участников рынка уже дали свой неутешительный прогноз: по их мнению, стандарт заставит уйти с рынка чуть ли не половину небольших МФО из-за непосильных расходов на его выполнение. Станет ли стандарт сам по себе регуляторным риском с летальным исходом для части МФО или все-таки защитой от еще больших рисков?

Несмотря на кризис, микрофинансовый рынок и сегодня выглядит «страной больших возможностей» для всех и каждого. Банк России подсчитал, что за 2016 год общий объем займов, выданных МФО, увеличился на 39,4%, а количество заключённых договоров возросло на 67,9% по сравнению с предыдущим годом.

Однако эти большие возможности – не для всех, а, скорее, для лидеров рынка. За 2016 год концентрация рынка существенно возросла, доля задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам 100 крупнейших МФО увеличилась с 69,7% до 78,7%. Именно крупные игроки в значительной степени обеспечили рост сегмента. На долю небольших МФО выпало значительно меньше новых заемщиков и новых договоров, чем кажется при первом взгляде на общую статистику. Небольшие МФО или уходят с рынка, или прекращают свое развитие.
Небольшим компаниям трудно и дорого перестраивать бизнес-процессы для выполнения новых норм и правил

Изменение правил работы на рынке, которые происходят за последние годы – один из факторов ухода с рынка небольших МФО. Небольшим компаниям трудно и дорого перестраивать бизнес-процессы для выполнения новых норм и правил. Поэтому базовый стандарт по управлению рисками вызывает оправданные опасения рядовых игроков рынка – во сколько им обойдется его внедрение?

Стандарт обязывает микрофинансовые организации создать систему управления основными рисками – кредитным, операционным, правовым, риском ликвидности.

В частности:

  • разработать Положение об управлении рисками с описанием всех процедур и ответственных;
  • нанять хотя бы одного штатного специалиста по риск-менеджменту. При этом МФК, а также МКК с задолженностью по основному долгу по выданным займам не менее 1 млрд рублей обязаны создать отдельное подразделение риск-менеджмента. Рисковики должны быть независимыми от других подразделений и подчиняться напрямую руководству компании;
  • составить реестр рисков (описание риска, его источники, последствия, вероятности реализации, мероприятия и процедуры по управлению риском и т.д.), паспорт каждого риска, карту рисков;
  • вести постоянный мониторинг этих рисков и проводить мероприятия по их снижению – например, при необходимости захеджировать риск, застраховать или зарезервировать под него средства;
  • не реже раза в год пересматривать эти документы на предмет их актуализации и направлять отчеты управляющим органам МФО.

Для небольших МФО со штатом до десяти человек затраты, на первый взгляд, выглядят «несовместимыми с жизнью». В столице средний оклад риск-менеджера составляет 150-200 тыс. рублей в месяц, в регионах специалист этого профиля обойдётся дешевле, но и квалифицированные кадры найти труднее.
Дополнительные затраты при таком раскладе могут составить как минимум около 2 млн руб. в год

Действительно, полноценный риск-менеджмент может стать дорогим удовольствием, особенно если компания изначально не инвестировала в это направление. Помимо расходов на персонал может потребоваться покупка и внедрение технологий скоринга в БКИ или специализированной IT-компании, автоматизация некоторых других бизнес-процессов. Дополнительные затраты при таком раскладе могут составить как минимум около 2 млн руб. в год.

Но базовый стандарт, утвержденный Банком России, на то и базовый, что задает лишь самые общие параметры, подробности его реализации остаются на усмотрение самого МФО.

Например, нанимать рисковика со стороны – не единственная возможность. Стандарт разрешает назначить риск-менеджера внутри компании, добавив этот функционал одному из уже работающих в компании специалистов. Функции риск-менеджера дочерней компании или входящей в группу компаний может исполнять сотрудник головной МФО. Часть функций могут быть переданы по договору сторонней организации – к примеру, консалтинговой фирме.

К соблюдению стандарта можно подойти очень формально: оформить несколько бумажек, назвать операциониста риск-менеджером и забыть о стандарте до того момента, как придёт проверка.

Поэтому вряд можно ожидать, что нововведение вызовет массовое закрытие небольших МФО. При этом даже при минимальных затратах пользу оно может принести ощутимую, особенно как раз небольшим игрокам.
Такие МФО изначально построены именно как малый бизнес, а не как финансовая компания, и редко управляют рисками системно

Российский рынок МФО традиционно привлекал людей, далёких от финансовой сферы. В микрофинансирование приходили из ритейла, сферы услуг, IT, образования. Такие МФО изначально построены именно как малый бизнес, а не как финансовая компания, и редко управляют рисками системно.

За последние полтора года из реестра микрофинансовых организаций исключено более 1300 МФО, треть участников рынка. Большая часть этих компаний к моменту выхода из реестра уже не вела бизнес. В их числе были и компании, которые были созданы на всякий случай и так и не начали работу, и компании, собственники которых вполне сознательно отказались от микрофинансирования в пользу других отраслей. Однако значительная доля компаний прекратила работать именно потому, что недооценила те или иные риски.

В первую очередь, к закрытию бизнеса приводит недооценка кредитного риска. Излишне оптимистичные подходы к оценке заемщиков формируют портфель, который практически невозможно собрать. Кредитный риск требует постоянной переоценки в связи с изменениями экономической ситуации или, например, сезонными колебаниями активности в регионе.

Недооценка регуляторного риска также стала для многих фатальной. Небольшие МФО редко отслеживают законопроекты до того, как они приняты. Поэтому многие законодательные ограничения, снижающие прибыльность от портфеля, оказались невыполнимыми для МФО. В ряде случаев этого можно было бы избежать, заранее отследив законопроекты и подготовив новую модель работы, учитывающую ограничения. Например, осенью МФО ждёт новый стандарт – по операциям на финансовом рынке, а в Государственной думе уже появилось несколько новых законопроектов, ограничивающий деятельность МФО.
Зачастую мониторинг и оценка всех рисков ведутся, но только в голове владельца или директора организации

Опыт общения с небольшими МФО показывает, что зачастую мониторинг и оценка всех рисков ведутся, но только в голове владельца или директора организации. Там же хранятся планы действий на случай реализации того или иного риска. Обычно руководитель компании понимает значимость этих вопросов. Сложно представить МФО, которая не управляла бы кредитным риском или риском ликвидности. Знать, сможешь ли ты завтра расплатиться по счетам – обязанность любого бизнесмена.

Однако такая прикидка рисков «время от времени» и «на глазок» чаще всего и подводит малый микрофинансовый бизнес. Должно быть четкое понимание: в какой момент сумма рисков становится угрожающей, какой риск имеет первостепенное значение сейчас, а какой завтра, какова опасность каждого риска по 5-балльной шкале, какой процент от прибыли потеряет компания в случае его реализации. В бизнесе, как в авиации, к катастрофе всегда приводит не один риск, а сумма нескольких мелких обстоятельств, которые по-отдельности вполне преодолимы.

Именно поэтому я уверен, что внедрение обязательного базового стандарта поможет сохранить бизнес небольших МФО, если оно будет проведено хотя бы с минимальной осмысленностью. Когда рисков много – их полезно не только знать в лицо, но и записать на бумаге. Желательно с занесением в Положение, реестр, паспорт и карту рисков.

Пётр Расоха
председатель совета директоров МКК «Выручай-Деньги»

Источник: http://bankir.ru/publikacii/20170901/risk-otsenki-riskov-10009154/