Назад к списку новостей

Брянской школе подарили учебники «Основы финансовой грамотности»

12.09.2017

Два общеобразовательных заведения в Бежице обеспечили методическими пособиями для учителей и учебниками с рабочими тетрадями для учеников старших классов. Многие из них уже заинтересовались новым предметом — основами финансовой грамотности. А теперь посещать занятия просятся и взрослые.

В школах такую возможность не исключили.

В России лишь небольшая часть людей ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. При этом такой «подкованный» человек может грамотно управлять своими деньгами, ведя учёт доходов и расходов и избегая излишней задолженности благодаря планированию личного бюджета и осознанному, а не спонтанному приобретению. А также создавать сбережения и выгодно использовать накопительные и страховые инструменты в будущем.

Пока по желанию

От общего уровня финансовой грамотности населения зависит и экономическое развитие страны. Поэтому правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения народ теперь учат на государственном уровне. Планируется, что такой рост осведомлённости снизит долги по потребительским кредитам и сократит количество попавших в руки мошенников людей.

В рамках федеральной программы повышения финансовой грамотности в некоторых регионах страны уже ввели новый предмет и ставят по нему оценки. В нашем городе его пока изучают по желанию. Но, как говорят в школах, многих тема не оставила равнодушными.

— Мы сформировали отдельные факультативные курсы для 9-11 классов, — рассказала учитель истории и обществознания 39-й школы Брянска Екатерина ЧУЙКО.

— Сначала пришли всего 6-7 ребят.  Но, когда прошли первые занятия, где мы говорили о конкретных вещах: кредитах, страховании жизни и собственности, распределении своих ресурсов и планировании семейного бюджета, то потихоньку на занятия стали подтягиваться желающие, и к концу прошлого учебного года практически по всем основным направлениям было по 16-17 человек.

В этом году уже родители просятся вместе с детьми участвовать в таких интересных уроках, их волнует тема пенсионных накоплении и улучшения своего финансового состояния к пожилому возрасту.

Но, чтобы заинтересовать детей и взрослых, учителям пришлось проделать большую самостоятельную работу, разыскивая теоретическую информацию по новому финансовому предмету в законодательстве, Интернете, новостях или на редких пока курсах и тренингах, приобретая опыт на собственных ошибках.

— В учебниках не рассматривается данный вопрос, а если рассматривается, то на уровне «что такое деньги?» и «что такое банки?».

Чтобы объяснить ребёнку финансовую грамотность, нужно было сначала самому её понять. Иногда читала и думала, что даже я этого не знала. Зато теперь иначе отношусь к собственным сбережениям и в магазинах по-другому смотрю на свои покупки, — говорит учитель истории и обществознания второй брянской гимназии Елена ПОЦЕЛУЕВА.

— Многие 14-летние имеют возможность работать, пусть даже с разрешения родителей. Когда они получают свою первую зарплату, к ней совсем другое отношение, они действительно хотят её отложить, накопить, а потом приобрести что-то нужное с чувством гордости, что сам купил. Пусть это пока будет книга или профессиональный альбом для рисования, дети учатся ценить деньги и понимать, что не только у родителей их можно взять.

Больше 50 учебников по основам финансовой грамотности и столько же рабочих тетрадей вместе с методической литературой выделили брянским школам финансисты в рамках всероссийской благотворительной акции «Подари учебник школе».

Учителя говорят, что благодаря этому они теперь смогут полноценно и эффективно доносить до старшеклассников новые полезные знания.

Во время вручения региональным директором компании «Выручай деньги» Михаилом СТРАТЕЙЧУКОМ новых пособий, детей интересовали преимущественно кредиты и их виды.

Гость поделился с учениками собственным финансовым опытом и сообщил, что из подаренной школе литературы можно узнать не только о существующих кредитах, но и возможности уменьшить ставку по ним.

Урок в планах

— В брянских школах преподают финансовую грамотность по желанию, в основном изучают её ребята, которые готовятся к тематическим олимпиадам и планируют связать будущую профессию с экономикой.

Но такие знания полезны абсолютно всем. Даже если ребёнок бегло пройдёт курс, у него отложится понимание правильного распределения собственных денег в повседневной жизни. Например, если ученик откажется от вредных лакомств, тех же чипсов, то в день он сэкономит условно 50 рублей. Вроде немного, но в месяц это уже полторы тысячи, а за год 18 тысяч соберётся, — считает Михаил Стратейчук.

Как уточнила завуч 39-й школы Брянска Галина МАКАРИДИНА, в рамках старших классов в программе обществознания есть резервные часы, которые можно использовать для такого курса. Хорошо в будущем оформить его отдельным уроком, считает она.

— К сожалению, в учебном плане финансовой грамотности, как предмета, нет. «Мы считаем, что дети, которые выходят из школы во взрослую жизнь, должны обладать определённым набором знаний по этому вопросу, поэтому стараемся рассматривать его хотя бы в рамках дополнительного образования», — сказала завуч второй брянской гимназии Галина ПОЛЕХИНА.

Тем временем в местных школах уже подрастают юные предприниматели. Так ученик 11-го класса 39-й школы Брянска Данила МОИСЕЕНКО разводит экзотические растения и животных.

Благодаря финансовой грамотности он смог подсчитать расходы и доходы и прийти к выводу, что такой домашний бизнес себя окупает.  А его проект стал призёром областного конкурса исследовательских работ «Будущие учёные». Но, признаётся Данила, сначала не всё было гладко.

— В 2014-м впервые участвовал в олимпиаде по финансовой грамотности среди девятых классов. Сразу столкнулся с тем, что многое непонятно. В прошлом году нам стали преподавать факультативы, и я узнал новую, связанную с экономикой, предпринимательством и банками информацию, что помогло пройти уже вторую ступень олимпиады. Скоро будет третье наше участие, уже легче, ведь что-то знаем и умеем, а с помощью новых учебников сможем ещё больше расширить свой кругозор, — говорит старшеклассник.

По словам учителей, возможность собственного заработка серьёзно заинтересовала школьников. Благодаря городской программе, многие из них смогли подработать с 1 по 30 июня, прояснив предварительно свой график и оплату, а теперь выясняют, войдёт ли этот период в их трудовой стаж.

Кстати, условно с 10 лет можно подключать ребёнка к обсуждению расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи. Сейчас, к сожалению, подавляющее большинство родителей вообще не разговаривают с детьми о деньгах, так как сами не ведут их учёт. А ведь иногда такой диалог идёт только на пользу. К примеру, Екатерина Чуйко вспомнила, как её ученик обнаружил прорехи в финансовой грамотности родителей. Оказалось, отец тратил больше средств на автомобиль, чем на родных.

— Деньги можно потратить не только на всякие безделушки. Я понимаю, что они не так легко даются и не бесконечны, поэтому надо рационально их использовать, чтобы хватило. Во-первых, купить необходимое, а потом смотреть, сколько у тебя осталось и хватит ли этой суммы на то, что ещё хотел, — размышляет ученица 11-го класса 39-й школы Брянска Лера НИКИТИНА.

КСТАТИ

Сегодня разработку программ финансовой грамотности в стране ведут Министерство образования, Министерство финансов, Банк России, другие органы власти, а также российские и международные финансовые и общественные организации.

Учебное пособие «Основы финансовой грамотности» разработано коллективом профессиональных финансистов — практиков и одобрено Центральным Банком Российской Федерации.

С этого года модули по основам финансовой грамотности включены в основную образовательную программу средних школ. Финансовая грамотность изучается в рамках предметов «обществознание», «экономика» или в качестве дополнительного предмета по выбору учащихся. В целом по стране с 1 сентября запустят уроки финансовой грамотности 127 опорных школ из 66 регионов и 212 пилотных школ из 46 регионов.

Источник: АиФ Брянск. http://www.bryansk.aif.ru/

Евгения ПЕТРОВСКАЯ